Многие россияне недооценивают опасности, связанные с посещением экстремистских социальных сетей – запрещённых в России Фейсбука и Инстаграма. Многие продолжают выкладывать там свой контент и потреблять чужой, в том числе… мошеннический.
Особые угрозы несут сервисы VPN, которые используются для входа на «запрещённую территорию», подчеркнул эксперт по кибер-безопасности Антон Немкин. Значительная часть этих сервисов разработана злоумышленниками и банально ворует персональные данные пользователей.-
Владелец Facebook и Instagram, компания Meta, признана в РФ экстремистской организацией, её деятельность запрещена.
Запретный плод: чем грозят «фоточки» в запрещённых соцсетях
Социальные сети, которыми владеет экстремистская организация Meta, до сих пор пользуются популярностью у некоторой части российских пользователей, недооценивающих опасность этих площадок. Поклонники Инстаграма полагают, что нет ничего страшного в том, чтобы периодически смотреть фотографии звёздных блогеров и демонстрировать миру свои селфи. Зарегистрированные в Фейсбуке заходят, чтобы почитать посты в ленте и поделиться своим мнением по какому-нибудь «важному вопросу». Этот интерес активно используют в преступных целях кибер-преступники: мошенники, экстремисты, недобросовестные владельцы VPN-сервисов.
Эксперт по кибербезопасности, член комитета Госдумы по информполитике, информтехнологиям и связи Антон Игоревич Немкин поделился впечатляющей статистикой по этой проблеме. Так, аналитики компании F.A.C.C.T. подсчитали, что с января 2023-го по май 2024 года в Фейсбуке и Инстаграме появилось 17 969 рекламно-мошеннических публикаций на русском языке.
Цель жуликов – именно русскоязычная аудитория. Мошенники предлагают «работу», заманивают в криптовалютные пирамиды, выманивают деньги на «благотворительность», подделывают сообщения официальных структур, распространяют фишинговые ссылки и программы, перехватывающие контроль над управлением интернет-банкингом.
По словам Антона Немкина, преступная деятельность на этих площадках набирает обороты. При этом посты злоумышленников в русскоязычном сегменте практически не модерируются, у них зелёный свет на публикации мошеннического контента. «Западные ИТ-гиганты абсолютно не заинтересованы в безопасности россиян на своих онлайн-площадках», – подчеркнул эксперт.
Преступники под маской VPN и «ускорители» Ютуба
Да и само по себе использование VPN для входа на запрещённые площадки влечёт за собой серьёзные риски. В лучшем случае пользователи расплачиваются деньгами и собственным временем. Разработка VPN-сервисов стала прибыльным бизнесом: часть из них платные, другие транслируют рекламу, в том числе запрещённую – например, онлайн-казино и финансовых пирамид.
Есть и сервисы, просто ворующие данные пользователей или внедряющие троянские программы на компьютеры и смартфоны пользователей. Такие есть и среди платных, и среди бесплатных (тот самый сыр в мышеловке).
«Злоумышленники активно используют VPN-сервисы используют для своих преступлений, поэтому опасно иметь дело с этими программами», – предупреждает Немкин.
Новой проблемой стали так называемые «ускорители» Ютуба, которые продвигают хакеры. Так, под маской приложения YouTube для Windows кибер-преступники предлагают установить тайный майнер, который в разы снижает производительность компьютера, а также быстро приводит к его износу и поломкам.
Каковы альтернативы?
Лучший способ защититься от перечисленных рисков – использование отечественных онлайн-платформ, считает Антон Игоревич: «Наши площадки работают в правовом поле РФ, где гражданину намного проще защитить свои права. А государство регулярно принимает меры, нацеленные на обеспечение безопасности россиян в интернете». В частности, наши площадки удаляют мошеннические и экстремистские публикации, следят за соблюдением закона о рекламе, а также серьёзно подходят к модерации детского и подросткового контента.
Отечественные соцсети и видеохостинги сейчас активно развивают системы монетизации, выгодные для блогеров. Это привело к массовой «миграции» блогеров и рекламодателей на российские площадки: ВК, Рутуб, Noom и другие. А поскольку Госдума уже приняла в первом чтении закон, запрещающий рекламу в запрещённых соцсетях, переход производителей контента и рекламодателей на отечественные платформы ускорился.
Соответственно, растёт и аудитория российских интернет-сервисов. Наглядный пример – повышение интереса к Рутубу и ВК Видео на фоне падения просмотров Ютуба. Русофобская политика YouTube, блокирующего отечественные каналы и продвигающего небезопасный контент, привела к закономерному уходу россиян с этой американской площадки. Количество времени, которое жители РФ проводят на Ютубе, в августе сократилось на 30%.
Теряя аудиторию на иностранном видеохостинге, блогеры – следуя за аудиторией – стали перемещать контент на отечественные площадки. И в этом им помогают сами платформы. Так, российский видеохостинг Rutube внедрил функцию скоростного перемещения крупных объёмов контента с Ютуба – до 2000 роликов за один раз.
Новой «фишкой» уже воспользовались десятки тысяч авторов. Буквально за месяц на Рутубе зарегистрировалось 90 000 новых блогеров, а контент площадки пополнился двумя миллионами видеороликов.
Свежие комментарии