Поколение, родившееся в 1990-х, сейчас находится на пороге тридцатилетия. Это время для многих связано с поисками своего места в жизни, и часто они чувствуют себя застрявшими между двумя крайностями: желанием обладать всем и неопределенностью в своих желаниях.
Многие молодые люди откладывают создание семьи и сомневаются в выборе профессии, что связано как с социальными, так и с экономическими факторами. Об этом пишет 1rre.ruКто мы и куда идем? Поколение 1990-х в поисках идентичности
Конфликт между поколениями, особенно между родителями и детьми, является вечной темой, которая продолжает оставаться актуальной на протяжении веков. Этот конфликт коренится в различиях ценностей и взглядов, сформированных под воздействием уникальных исторических, социальных и культурных обстоятельств каждого поколения. Ценности, которые мы принимаем, складываются не только в семье, но и в результате влияния внешних факторов — политических, экономических, социальных и технологических изменений.
р
Согласно распространенным теориям о делении на поколения, миллениалы, или поколение Y, охватывают людей, родившихся с 1985 по 2000 год. Однако стоит заметить, что те, кто был рожден в России в 90-е, имеют свой особый опыт. Они стали свидетелями значительных перемен, таких как перестройка и распад Советского Союза, что оставило глубокий след в их сознании и сформировало уникальные черты, отличающие их от сверстников из других стран.
Все мы начинаем свой путь из детства. Это простое, но в то же время глубокое утверждение помогает понять, каковы истинные причины размышлений и переживаний «детей 90-х». Их детский опыт служит основой для формирования личности и определяет, как они будут воспринимать мир, строить отношения с окружающими и справляться с трудностями взрослой жизни. Психология подтверждает, что именно этот ранний опыт является ключевым фактором, влияющим на развитие характера и жизненных установок.
Потерянные мечты: почему молодежь 90-х не спешит создавать семьи?
В процессе формирования личности ребенка особое значение имеют отношения с родителями и близкими. Именно они закладывают фундамент базового доверия к окружающему миру. Если родители создают для ребенка атмосферу любви, заботы и безопасности, то он вырастает с уверенностью в своих силах и готовностью строить здоровые отношения с другими людьми. В противном случае, если в детстве ребенок сталкивается с пренебрежением или отсутствием поддержки, он может вырасти с недоверием и страхом, что повлияет на его взаимодействие с окружающими.
Кроме того, стиль общения родителей формирует самооценку ребенка. Слова и интонации, которые он слышит в детстве, становятся частью его внутренних убеждений. Положительные фразы, похвала и одобрение способствуют формированию чувства ценности и уверенности в себе. Напротив, критика, пренебрежение и агрессивное поведение могут привести к тому, что ребенок будет считать себя ненужным и неважным. Эти установки сохраняются во взрослой жизни и влияют на то, как человек воспринимает себя и свою роль в обществе.
Привязанность также играет ключевую роль в формировании качественных отношений. Опыт, полученный в родительской семье, определяет стиль привязанности, который будет проявляться во взрослой жизни. Если мама была непоследовательна или часто оставляла ребенка, он может вырасти с трудностями в построении близких отношений. Это может проявляться в избегании близости или, наоборот, в постоянной потребности в наличии партнера, что связано с боязнью потери и abandonment.
Травматические события, такие как развод родителей или потеря близкого человека, могут оставить глубокие шрамы на психике ребенка. Без поддержки в такие трудные моменты он может не найти опорных точек, что впоследствии проявится в виде фобий, тревожности и проблем в отношениях. Эти травмы могут стать причиной психических расстройств и негативно сказаться на качестве жизни взрослого человека.
Что происходило в России в 1990-е годы…
90-е годы в России стали эпохой значительных перемен и глубоких кризисов. Переход от плановой экономики к рыночной сопровождался хаосом и нестабильностью, что вызвало у людей, привыкших к стабильности и предсказуемости, чувство потери. Они видели, как рушится привычный мир, и сталкивались с необходимостью адаптироваться к новым условиям, которые казались им совершенно чуждыми.
В это время криминал стал расцветать на фоне нестабильной власти. В стране происходили не только экономические и политические изменения, но и глубокие трансформации в сознании людей. Социалистический блок распадался, Советский Союз терял свои границы, а экономика стремительно падала. Дефицит товаров и бедность стали повседневной реальностью, а очереди за элементарными продуктами — обычным делом.
На фоне разрушения старой системы возник новый класс людей — «челноки», которые искали способы выживания и заработка. Политики предлагали различные решения, но многие из них казались жестокими и нереалистичными. В средствах массовой информации активно обсуждались проблемы и неудачи власти, что усиливало недовольство и ненависть к прошлому.
Многие люди покидали страну в поисках лучшей жизни, другие пытались продолжать жить, как ни в чем не бывало, но прежний мир уже не существовал. 90-е годы оказали влияние на все сферы жизни, и отсутствие работы в сочетании с дефицитом товаров создавало атмосферу неопределенности и страха перед будущим.
Адаптация к новым условиям стала необходимостью, но не всем удавалось справиться с вызовами времени. Люди, не имея опыта в сложных ситуациях, часто искали деструктивные способы справляться с трудностями: алкоголизм, наркомания и игромания стали распространенными способами ухода от реальности. Прежние благополучные семьи оказались в кризисе, что вызывало конфликты, скандалы и бытовое насилие.
Что происходило с родителями во времена развала СССР?
В 1990-е годы в России общество переживало глубокий кризис, который оставил неизгладимый след в психике людей. События, происходившие в стране, вызвали у граждан чувство обмана и предательства. Родители, которые раньше стремились привить своим детям ценности старого мира, оказались перед лицом новой, непонятной реальности. Они сами испытывали замешательство и страх, и это состояние сложно было объяснить детям, которым они передавали свои убеждения.
Это время стало периодом глубоких психологических переживаний. Нестабильность и неопределенность вошли в повседневную жизнь, подорвав привычные жизненные опоры и основы. Люди столкнулись с множеством психологических трудностей.
Одним из главных аспектов стало ощущение потери идентичности. Развал СССР стал шоком для многих, ведь страна, к которой они привыкли, больше не существовала. Это привело к чувству утраты принадлежности и уверенности в будущем. Люди начали задаваться вопросами о своем месте в новом мире и о том, как им жить дальше.
Уровень тревожности резко возрос. Экономический кризис, дефицит товаров, криминальная обстановка и безденежье вызывали у граждан постоянное беспокойство. Люди боялись за свою жизнь и жизнь своих близких, что добавляло стресса в их повседневное существование. Страхи варьировались от элементарных забот о том, как прокормить семью, до опасений за здоровье и безопасность родных.
Депрессия и апатия также стали распространенными состояниями. Будущее казалось туманным, а перспективы отсутствовали, что порождало чувство безысходности и бессилия. Люди теряли интерес к жизни, не видя смысла в своих действиях и не зная, как двигаться вперед.
Переосмысление ценностей стало еще одним важным аспектом этого периода. Прежние убеждения и идеалы больше не работали, а новые еще не успели сформироваться. Вчерашние специалисты, которые пользовались спросом, вынуждены были менять сферу деятельности ради выживания. Это привело к тому, что люди начали сосредотачиваться на своих интересах, становясь более индивидуалистичными.
Межличностные отношения также претерпели изменения. В условиях выживания в отношениях стало больше прагматизма, а доверие и общность отошли на второй план. Влияние этих изменений на психику ощущалось как взрослыми, так и детьми. Взрослые находились в состоянии растерянности и страха, пытаясь адаптироваться к новой реальности, в то время как молодежь не имела четких ориентиров и образцов для подражания, что усугубляло их неопределенность и смятение.
А что происходило с детьми?
Поколение 90-х — это дети перемен, время, когда неопределенность стала нормой, а будущее утратило свою ясность. Эти изменения оказали глубокое влияние на базовые потребности детей, формируя их восприятие мира и себя.
Во-первых, базовое доверие к окружающему миру было подорвано. Родители, оказавшиеся в состоянии растерянности и неопределенности, сосредоточились на том, чтобы обеспечить элементарные условия для жизни. В результате дети ощущали незащищенность и отсутствие безопасности. Страхи взрослых часто проявлялись в чрезмерном контроле над детьми, что создавало атмосферу скованности и напряженности. Вместо поддержки и заботы дети получали лишь давление, что усугубляло их чувство изоляции.
Во-вторых, нестабильная самооценка стала характерной чертой этого поколения. Воспитание детей стало непоследовательным: одни родители продолжали предъявлять высокие требования, сохраняя старые привычки, в то время как другие, истощенные жизненными трудностями, опускали руки и переставали заботиться о воспитании. Это создавало у детей внутренний конфликт и неуверенность в своих силах.
В-третьих, надежная привязанность, которая является основой здоровых отношений, стала для многих детей недоступной роскошью. Многие из них росли в атмосфере равнодушия, когда у взрослых не хватало сил и времени на заботу о чувствах и потребностях детей. В таких условиях семейные отношения искажались, и многие семьи распадались. Дети воспринимали это как предательство, так как у взрослых не находилось времени и желания объяснить им, что происходит. Они оставались один на один со своими страхами и переживаниями, не понимая причин происходящего.
Таким образом, дети 90-х получили множество эпизодов, способствовавших формированию травматического опыта. Этот опыт оставил глубокий след в их психике, определив их восприятие мира и отношения с окружающими. Поколение, выросшее в условиях нестабильности и неопределенности, столкнулось с серьезными вызовами в процессе формирования своей идентичности и построения отношений.
Свежие комментарии