На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

1rre

138 подписчиков

Свежие комментарии

  • ИгорьОвчаренко
    История должна учить уму разуму, а у нас  не восстанавливают СМЕРШ  и ОБХСС. только из-за того ,что  под их каток поп...На фронте и в тыл...
  • Сергей
    Абасрайтисы-чухонцы!Рига омертвела: Р...
  • Evgeni Velesik
    А чë ждать то, огурцы тепличные стоят дороже свинины! А, я забыл, зарплаты выросли? А пенсии? 7,3% перекрывают инфляц...Повышения стоит о...

Не детское дело: «Неубиваемая» неваляшка или как игрушки в СССР стали делом государственной важности

Не детское дело: «Неубиваемая» неваляшка или как игрушки в СССР стали делом государственной важности Ирэн Орлонская

91 год назад, в январе 1934 года, Советы Народных Комиссаров РСФСР утвердили положение о Комитете по игрушкам при Народном комитете просвещения. Можно утверждать, что в тот момент игрушка в нашей стране перестала восприниматься исключительно как детское развлечение и приобрела статус государственной значимости.

Более подробно об этом можно узнать на сайте 1RR.

«Неубиваемая» неваляшка. Игрушки в СССР были делом государственной важности

91 год назад, в январе 1934 года, Совнарком РСФСР официально утвердил Положение о Комитете по игрушке при Наркомпросе. Это решение сделало игрушки в СССР не просто детской забавой, а частью государственной политики.

«Неубиваемая» неваляшка. Игрушки в СССР были делом государственной важности Ирэн Орлонская

Незадолго до этого, в 1932 году, в Загорске (ныне Сергиев Посад) был создан научно-экспериментальный институт игрушки, впоследствии ставший Всесоюзным НИИ. «Это уникальное учреждение вывело производство игрушек на научный уровень, чего в мире не было», — отмечает Александра Санькова, основатель Московского музея дизайна. В институте создавали эталонные модели, которые отправлялись на заводы страны для массового производства. Если же заводы предлагали свои проекты, они должны были пройти художественно-техническую экспертизу.

Особое внимание уделялось исследованию игрушек. В институте работали педагоги и психологи, а дети могли брать игрушки в игротеке, пока специалисты наблюдали за их предпочтениями и поведением. Были даже исследования звуковых эффектов: как кукла должна произносить «мама», а медведь рычать.

Игрушка как инструмент идеологии

Игрушки в СССР стали мощным инструментом воспитания. «Правильные советские граждане не могли вырасти без правильных игрушек», — объясняет Санькова. Куклы в стране отражали эпоху: красноармейцы в будёновках, работницы с красными косынками, матросы. В ответ на значимые события появились тематические игрушки: белые мишки во время полярной эпопеи челюскинцев, кукурузные початки после визита Хрущёва в США, фигурки космонавтов и ракеты в период покорения космоса.

Игрушки помогали готовить детей к взрослой жизни. Например, металлические конструкторы развивали инженерные навыки, а мальчишки играли в солдатиков и танки, символически готовясь к защите Родины.

«Металлические игрушки ценились за долговечность, ведь их покупали раз и навсегда», — добавляет Санькова.

Советский «голыш» против Барби

Советские игрушки формировали в детях дух творчества. В отличие от Барби, которой приписывали развитие потребительских качеств, советский «малыш-голыш» учил детей работать над мечтой.

«Хочешь одежду для куклы? Сшей её сам. Хочешь домик? Построй его своими руками», — вспоминает Санькова.

Многие игрушки производились на оборонных заводах, что добавляло им уникальности. Например, легендарная неваляшка, выпускавшаяся на Тамбовском пороховом заводе, стала настоящим символом России.

«Неваляшка всегда возвращается в исходное положение, словно олицетворяя стойкость русского народа», — говорит Санькова.

Игрушки, оставшиеся в сердцах

Советские игрушки стали частью истории и культуры. Кто-то вспоминает педальный «Москвич», кто-то — пластмассового крокодила Гену или неваляшку. Эти предметы не просто радовали детей, но и воспитывали поколения, формируя уважение к труду, изобретательность и любовь к своей стране.

Так советская игрушка стала не просто забавой, а инструментом воспитания, культуры и даже идеологии, закрепив за собой статус феномена, уникального в мировой истории.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх