Православные русские 15 ноября 2024 года выделяют время для участия в «Дне празднования иконы Божьей Матери Одигитрия». Часто возникает недоразумение, что этот церковный праздник отмечается 28 июля.
На самом деле в этот день почитается Смоленская икона, в то время как 15 ноября отмечается Шуйско-Смоленская икона, представляющая собой другую святыню. С данным праздником связаны народные обычаи и определенные запреты.История праздника «День почитания Шуйско-Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрия»
15 ноября православная церковь отмечает праздник, посвящённый Шуйско-Смоленской иконе Божьей Матери Одигитрия. Эта святая икона, написанная в 1654 году, занимает особое место в истории российского православия. Её создание было связано с трагическими событиями, когда в России свирепствовала одна из самых страшных эпидемий чумы.
Икона была написана в Воскресенской церкви города Шуи, расположенной в Владимирской епархии, в разгар эпидемии, которая унесла тысячи жизней. Летописцы того времени описывают эти дни как настоящие мракобесия, когда улицы городов были заполнены мёртвыми телами, а страх перед чумой охватывал всех. В этих ужасных условиях прихожане Воскресенской церкви обратились с просьбой к одному из монахов, чтобы он написал образ Божьей Матери Смоленской, считавшейся заступницей народа перед всеми бедами.
В день начала написания иконы верующие собрали молитвы и начали пост. Все семь дней, пока создавался новый образ, они пребывали в молитве и покаянии. Многие из них верили, что эта икона станет посредником между людьми и Богом, который прекратит эпидемию. И чудо не заставило себя ждать: вскоре чума начала отступать, и всё больше людей выздоравливали.
Так как болезнь постепенно стихала, и эпидемия не набрала дальнейшего размаха, Шуйско-Смоленская икона была признана чудотворной. Это событие укрепило веру в силу молитвы и икон. Икона также стала символом надежды и защиты, особенно в тяжёлые для народа времена. Примечательно, что она не раз проявляла свою силу: в 1831 году, когда в России распространилась эпидемия холеры, благодаря молитвам перед этой иконой была предотвращена большая волна заболевания. Кроме того, чудесным образом исцелились люди, страдавшие от болезней, а также те, кто был одержим бесами.
Особенность Шуйско-Смоленской иконы заключается в необычной позе младенца Иисуса, изображённого на ней. В отличие от традиционных икон, где младенец изображён сидящим на руках у Матери, здесь его ноги подняты по-другому, что делает образ уникальным.
Существует мнение, что после создания иконы она покинула пределы Шуи, и следы её дальнейшей судьбы остаются неизвестными. Краевед Старовский высказывал гипотезу, что образ был вывезен за границу или, возможно, до сих пор хранится у одного из шуян.
Праздник Шуйско-Смоленской иконы Божьей Матери напоминает нам о силе веры, об этих чудесных событиях, которые связывают Россию с её духовным наследием.
Что нельзя и можно делать в «День празднования Шуйско-Смоленской иконы Богоматери»
15 ноября — день, когда православные христиане отмечают праздник в честь Шуйско-Смоленской иконы Божьей Матери. Но этот день также был богат многочисленными народными обычаями и верованиями, которые глубоко укоренились в жизни крестьянских семей на Руси. Одним из таких интересных обычаев было благодарение овинника — духа, который, по преданиям, обитал в постройках для хранения снопов льна и соломы.
В этот день крестьяне искренне верили, что если овинник будет задобрён угощением, то его покровительство обеспечит безопасность их хозяйства. Считалось, что если дух примет дар, то снопы и всё, что хранится в овине, останется в целости и сохранности. Овинники часто становились важной частью ритуалов, ведь без их расположения пожары в амбарах и овинах могли случиться гораздо чаще. Это особенно важно, учитывая, что сушка снопов льна и соломы в этот период требовала использования огня, а искры могли легко привести к пожару.
Однако, у крестьян существовал обычай: сушка начиналась лишь после того, как овинник получал своё угощение. Только тогда люди считали, что их действия не разозлят духа, и можно будет избежать несчастья. Угощения приносились разнообразные — от хлеба до молока, а иногда и других вкусных угощений, которые символизировали уважение к духу.
Этот день также был связан с важным сельскохозяйственным трудом. 15 ноября крестьяне занимались обмолотом льна, конопли, а также молотили снопы льна и соломы. Важно было соблюдать осторожность, так как из-за неосторожности или усталости в конце рабочего дня могло произойти возгорание. Приметы, которые сохранялись из поколения в поколение, предсказывали, что в случае соблюдения ритуалов, удастся избежать беды.
Кроме того, в день праздника Шуйско-Смоленской иконы Божьей Матери существовали и другие народные приметы, касающиеся погодных изменений, которые предсказывали наступление зимы. Например, если на улице кричат снегири, это означало, что зима будет холодной и морозной. Когда на дорогах появлялась грязь и слякоть, предвестники говорили, что теплая погода продержится до декабря. А если синицы не боялись летать по двору, то можно было ожидать снегопада в ближайшее время.
Приметы также говорили, что если в этот день идут осадки, то весной реки будут полноводными, а облака, движущиеся против ветра, предсказывали скорый снегопад.
Интересно, что народные верования связывали 15 ноября с рождением людей, обладающих предпринимательской жилкой и удачей в делах. Для того чтобы их не сглазили, они носили амулеты из обсидиана — камня, который, по поверьям, поглощал негативные энергии и успокаивал нервную систему.
Таким образом, день 15 ноября в истории и традициях славянского народа — не только религиозный праздник, но и день, когда крестьяне обращались к духам, соблюдали приметы и укрепляли веру в защиту от бед.
Свежие комментарии