Советская кинокомедия «Иван Васильевич меняет профессию» стала легендарной с первого дня премьеры. Прошло много лет, а она своим сюжетом интересна и тем, кто родился уже после распада ССР. Однако не многие поклонники знают тайны этой ленты.
А они очень интересны. Об этом пишет информационный сайт 1RR.Какие тайны скрывала комедия «Иван Васильевич меняет профессию»
В 1973 году на советские кино и телеэкраны вышла художественная кинолента Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Фильм стал новогодним хитом наряду с «Иронией судьбы», «Джентльменами удачи» и «Карнавальной ночью». Правда, съёмки были непростыми.
- Фильм снят по пьесе бывшего аристократа и антисоветчика
Сценарий основан на одноимённой пьесе Михаила Булгакова, которого за глаза называли антисоветчиком. Первый вариант произведения назывался «Блаженство (сон инженера Рейна)». В 1935 году Булгаков дописал «Ивана Васильевича», однако после генрепетиции, которая состоялась 13 мая 1936 года на сцене Театра сатиры, спектакль запретили, а о самой пьесе забыли. В середине 60-х она всплыла из небытия, а в 1973 году попала в руки Леониду Гайдаю, который давно мечтал снять фильм по произведению Булгакова.
- Никулин раскритиковал идею фильма
Изначально роль царя и управдома предназначалась Юрию Никулину, который после «Бриллиантовой руки» стал одним из самых высокооплачиваемых актёров в СССР. Узнав, что в основе сценария — пьеса Булгакова, он наотрез отказался от предложения, да и вообще скептически отнёсся к идее, потому что был уверен в том, что такой фильм положат на полку и его не увидят зрители. Он был настолько взволнован и говорил на таких повышенных тонах, что его друг Леонид Гайдай сильно удивился. История умалчивает о том, жалел ли актёр о сделанном выборе впоследствии.
- Режиссёр чуть не убил актрису во время съёмок
Актриса Наталья Крачковская, сыгравшая роль жены управдома Бунши, панически боялась высоты. Однако режиссёр был неумолим и поставил перед ней задачу: нужно было перелезть с одного балкона на другой в сцене, где она пытается попасть в квартиру Шурика, чтобы забрать своего мужа. Актрису убедили в том, что её подстрахуют, однако во время сцены она чуть не сорвалась вниз, её чудом спасли, а сцена так и не вошла в фильм.
- Софии Ротару отказали
Певица спела главную тему фильма — «Звенит январская вьюга», но её манера исполнения показалась режиссёру слишком серьёзной для комедийного жанра, к тому же тембр певицы не совсем гармонировал с тональностью аранжировки. В окончательную версию фильма вошла песня в исполнении Нины Бродской, известной, в частности, по песне из фильма «Буратино». Ротару не включила хит «Звенит январская вьюга» ни в один альбом и только в 2005 году спела его на телевидении.
- Премия скульптору за изобретение машины времени
В пьесе Булгакова машина времени выглядела как радиоприёмник, потому что в 1930-х радио казалось вершиной прогресса. В сценарии чудо-машина была прописана скупо. Пришлось заказывать макет в проектном институте. Потом оказалось, что модель, спроектированная там, подходит для фантастики, но никак не для комедии. Спешно начали искать другой вариант, подвернулся скульптор Вячеслав Почечуев, чей вариант и устроил всех. Когда он получал гонорар за работу, в чеке написали: «За изобретение машины времени».
- Жадины американцы
В картине несколько раз можно увидеть пачку сигарет «Мальборо», которую держит в руках Джордж Милославский. Но компания «Филипп Моррис» не перечислила за эту явную рекламу сигарет ни копейки, хотя в Америке это было в порядке вещей. Спустя 12 лет такая же история повторится с фильмом сербского режиссёра Душана Макавеева «Кокакольщик», где будет показано много «Кока-колы», но создатели ничего за это не получат.
- Ивану Грозному не позволили жарить котлеты
В одной из сцен Иван Васильевич, оказавшись в квартире Шурика, должен был проголодаться и пожарить котлеты. Комиссия восприняла это как глумление над исторической личностью, и сцену вырезали.
- Из-за эротики вырезали 10 минут
Среди вещей, украденных Милославским у Шпака, была ручка, которую он потом подарил послу. Это был экземпляр с изображением голой женщины. Цензура вырезала все кадры, где клубничку было видно крупным планом. В результате фильм «похудел» на 10 минут. Кстати, вырезанные кадры до сих пор хранятся на «Мосфильме».
Вырезанные сцены из киноленты продавались в магазине
Для диапроекторов на восьмимиллиметровой плёнке продавалась короткометражная версия, состоявшая исключительно из похождений вора Милославского. Называлась она «Чёрные перчатки».
Крупные планы с обнажённой красоткой, конечно, туда не попали. Зато советский зритель получил возможность увидеть альтернативную концовку, где сбежавший на речном трамвае и оказавшийся в компании двух красоток Милославский на миг закрывает глаза — и затем обнаруживает, что дам сменили два милиционера.
Свежие комментарии