Согласно Центральному банку, в 2022 году злоумышленникам удалось похитить 14 миллиардов рублей с банковских счетов, что является значительным увеличением по сравнению с почти 12 миллиардами, украденными только за первые три квартала предыдущего года.
Аналитики прогнозируют еще большую активность финансовых мошенников в 2024 году. Власти и банки прилагают все усилия для решения этой насущной проблемы. Об этом сообщает информационное издание 1rr, которое предоставляет информацию общественности.Эксперт разъяснил, почему мошенников поймать очень сложно
«Опытные аферисты крайне тщательно заметают следы. Они регистрируют сим-карты на чужие паспортные данные, используют программное обеспечение для сокрытия местоположения. Получается, что деньги реально уходят неизвестным людям. Много мошенников работает из мест лишения свободы, с помощью VPN, или из других стран, в частности с Украины. Система также требует, чтобы человек обратился с заявлением о мошенничестве в банк в течение суток после подозрительного перевода: отменить уже проведённую транзакцию спустя сутки бывает невозможно по простой причине – деньги выведены, а счёт закрыт. В случае с мошенническими схемами найти реального человека, на счёт которого внезапно падают деньги, крайне тяжело», – говорит юрист Светлана Трифанова.
Как будут возвращать украденные мошенниками деньги россиянам
Банковские учреждения активно внедряют новые системы безопасности, а правоохранительные органы регулярно информируют о новых случаях задержания мошенников и предупреждают население о различных мошеннических схемах. В Государственной Думе происходят ожесточенные дебаты относительно введения новых норм, и наконец, летом 2024 года будет введен долгожданный закон, предназначенный для предотвращения кражи денег телефонными мошенниками. Перед его принятием прошли длительные обсуждения и было заметно сопротивление со стороны банковской системы, а несколько других законопроектов были отклонены по разным причинам.
Что означает «время тишины»?
С 25 июля вступает в силу закон, согласно которому банки обязаны проводить проверку всех переводов на предмет наличия признаков мошенничества, включая проверку по черному списку Центрального банка. При этом проверять должны не только банк-отправитель, но и банк-получатель. Если перевод денег осуществляется на сомнительные счета или вызывает подозрения, банк должен предупредить клиента и заморозить операцию на 48 часов (так называемое «время тишины»). Если клиент не отреагирует, банк не сможет требовать возврата средств в будущем. В таком случае банк не несет ответственности.
Когда можно ожидать компенсацию?
Если банк не учитывает требования закона, он должен полностью возместить ущерб. Например, если совершен перевод на счет из базы данных мошенников. В этом случае пострадавший клиент имеет право подать заявление в банк, и на основании этого заявления должны быть возвращены все похищенные деньги. Срок возврата составляет 30 дней для переводов внутри России и 60 дней, если деньги были переведены за границу.
Почему банки не сильно рады введению антимошеннических механизмов?
«Сопротивление банковской системы вполне объяснимо. Финансовые учреждения зарабатывают на мошеннических переводах так же, как на любой транзакции. Более того, если мошенники берут на человека кредит, то расплачиваться всё равно придётся тому, на кого этот кредит оформлен. Для банка это чистая прибыль, им это выгодно. По сути, для банка борьба с аферистами – это лишние издержки, им нужно прилагать усилия, контролировать операции. А зачем им это делать?
Варианты решения этой проблемы предлагались разные и многократно. Часть из них отклонили из-за того, что они были слишком жёсткими и неудобными для пользователей, а часть ушла в корзину из-за позиции банковского лобби. Но масштаб мошенничества колоссален, и защитить людей нужно однозначно. Проблемы это создаст для всех сторон, но это тот случай, когда безопасность важнее. Мы все страшно ругаемся, когда проходим контроль безопасности в аэропорту, но если однажды его отменят, то большинство из нас просто откажется лететь на самолёте, который никем не проверен. Здесь то же самое», , – считает Делягин.
Недостатки нового закона — есть ли они
У «времени тишины» есть две стороны медали. С одной стороны, у человека появляется возможность одуматься. С другой – даже когда он чётко осознаёт, куда отправляет деньги, и хочет сделать это срочно, придётся ждать пару дней, раз системе перевод не нравится.
«Например, когда я делаю нестандартную операцию, которая попадает в некоторых банках под проверку искусственного интеллекта, приложение подвисает. Мне надо позвонить в банк, подтвердить: я понимаю, что делаю. В подобных ситуациях человек начинает раздражаться, причём именно на банк. Ему просто надо провести операцию здесь и сейчас, детали его не интересуют. Даже если человек – жертва мошенников и действует в состоянии аффекта, он раздражается ещё больше, настаивает на своём. Это потом, если вдруг его удастся отговорить, он будет благодарен. Но не в этот момент», – говорит зампред Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Свежие комментарии