
Недавно Госдума одобрила законопроект, касающийся повышения требований к локализации автомобилей, которые могут использоваться в такси. Данный закон вступит в действие с 1 марта 2026 года. Важно отметить, что Калининградская область, Сибирь и Дальний Восток получат отсрочку, что даст этим регионам больше времени для подготовки к изменениям.
Об этом пишет 1rre.ruЗапрет на иномарки в такси: шаг к поддержке местного производителя?
Государственная дума России приняла законопроект, касающийся ужесточения требований к уровню локализации автомобилей, используемых в такси, сразу в двух чтениях — втором и третьем. По информации, представленной в системе обеспечения законодательной деятельности, основная цель этого законопроекта — поддержка отечественного автопрома.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин отметил, что первоначальная версия законопроекта была недостаточно проработана и потребовала значительных доработок. Он подчеркнул, что профильный комитет, совместно с министерством и другими заинтересованными сторонами, включая представителей автомобильной отрасли, практически переработал документ с нуля.

Законопроект, обязывающий таксопарки использовать автомобили российских производителей, был представлен в Госдуму в ноябре 2023 года. В первом чтении он был принят в январе 2024 года и изначально предусматривал, что с 1 октября 2025 года легковые автомобили, желающие получить разрешение на работу в такси, должны соответствовать уровню локализации не менее 3200 баллов.
Этот уровень был равен требованиям для госзакупок в России. Однако представители бизнеса выразили опасения, что лишь ограниченное количество моделей, производимых «АвтоВАЗом» и другими местными автопроизводителями, будет соответствовать таким строгим критериям.Ко второму чтению законопроект был существенно доработан. В новой версии были установлены более гибкие критерии для автомобилей, допускаемых к работе в такси. Теперь они должны соответствовать совокупному количеству баллов локализации, установленному правительством для госзакупок, или быть произведены в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
С 1 января 2033 года единственным критерием для внесения автомобиля в реестр такси станет количество набранных баллов локализации. В случае контрактов, заключенных после 1 марта 2025 года, решение будет принимать правительство. Кроме того, депутаты сделали исключение для Калининградской области, Сибири и Дальнего Востока. В этих регионах требования по локализации автомобилей такси не будут действовать до 1 марта 2028 года для Калининградской области и Сибирского федерального округа, а для Дальневосточного федерального округа — до 1 марта 2030 года.
Закон вступит в силу 1 марта 2026 года, что даст возможность таксопаркам и автопроизводителям подготовиться к новым условиям работы на рынке.
Кто выступил против законопроекта
Законопроект о локализации такси столкнулся с серьезным сопротивлением со стороны бизнес-структур и различных профессиональных объединений. По мнению экспертов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, его принятие может обернуться для федерального бюджета потерями в размере 350 миллиардов рублей в течение трех лет.
Кроме того, аналитики из Аналитического центра при правительстве России предупреждают, что более половины водителей, а это около 507 000 человек, могут покинуть отрасль в случае реализации закона. Они также отмечают, что тарифы на поездки значительно вырастут. В обращении, адресованном спикеру Госдумы Вячеславу Володину, Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» акцентирует внимание на том, что новый закон фактически лишает более 2,5 миллионов человек возможности подрабатывать на своих автомобилях.
Таким образом, принятие данного законопроекта может иметь серьезные негативные последствия как для экономики страны, так и для жизни многих граждан, что подчеркивает необходимость учитывать мнения всех заинтересованных сторон в процессе его обсуждения и разработки.